Учебно-исследовательская работа
«Психологические особенности учащихся с высокой и низкой конкордантностью между устойчивостью внимания и решением логических и математических задач»

Авторы: Петрунькина Яна Олеговна, Литвинова Маргарита
Игоревна, Николаенко Дарья Сергеевна, 11 класс,
ГОУ Центр дополнительного образования детей «Эврика»

Научный руководитель:
Хохлов Никита Александрович
Сроки
выполнения работы: 2009-2010 учебный год
Скачать полный текст работы
Скачать иллюстративные материалы
Скачать тест Бурдона

Актуальность
В современном обществе психологические аспекты играют ведущую роль как при разработке стандартов среднего и высшего образования, так и при составлении отдельных учебных программ. Существующая в настоящее время система среднего образования базируется на воспитании у подростков избирательной направленности на тот или иной объект, сосредоточения на нем в период непосредственного обучения. Нередко могут возникать ситуации, при которых подросток, имеющий высокий уровень устойчивости внимания, но не видящий для себя истинной причины изучать тот или иной предмет, будет иметь худшую успеваемость, чем подросток, обладающий невысоким уровнем внимания, но желающий целенаправленно овладевать предлагаемым  предметом. В связи с этим большой интерес представляют особенности личности подростков, имеющих низкую конкордантность (от лат. concordo – согласоваться. Одинаковая выраженность двух и более признаков вследствие их согласованности у конкретного испытуемого)  между устойчивостью внимания и решением математических и логических задач.
 

Гипотеза
Для учащихся 10-11 классов с низкой конкордантностью между устойчивостью внимания и решением математических и логических задач, характерен высокий уровень вербальной изобретательности.

Цели работы
1. Оценить корреляцию между устойчивостью внимания и решением логических и математических задач у учащихся 10-11 классов;
2. Оценить связь уровня вербальной изобретательности с соотношением между устойчивостью внимания и решением математических и логических задач;
3. Изучить предпочтения подростков, обладающих высокой и низкой конкордантностью между устойчивостью внимания и решением математических и логических задач, в области учебных предметов.

Методы
1. Тест Бурдона – корректурная проба (электронный вариант) на изучение устойчивости внимания;
2. Набор из 10 логических и математических задач;
3. Тест вербальной креативности (Mednick S.A., Remote Associates Test) в адаптации Алексеевой Л. Г., Галкиной Т.В., подростковый вариант
;
4. Программа
Microsoft Excel для математической обработки данных;
5. Программа SPSS 13.0 for Windows для статистической обработки данных.

Результаты
1. Определена устойчивость внимания у 120 учащихся 10-11 классов. Наибольшее значение коэффициента составило 97, наименьшее – 19.
2. Определен уровень решения логических и математических задач указанными учащимися. Наибольшее значение составило 10 из 10 задач, наименьшее – 1 из 10 задач. Не выявлено учащихся, не решивших ни одной задачи.
3. Корреляция между коэффициентом внимания и решением задач для данной выборки составила 0,73.
4. Проведен тест вербальной изобретательности с учащимися, обладающими наибольшей и наименьшей конкордантностью между устойчивостью внимания и решением логических и математических задач. Для индекса уникальности ответов наибольшее значение составило 4, наименьшее – 0. Для индекса оригинальности ответов наибольшее значение составило 0,9, наименьшее – 0,1. Наибольшее количество ассоциаций составило 2,3, наименьшее – 1,1.
5. Выявлена связь уровня вербальной изобретательности с соотношением между устойчивостью внимания и решением математических и логических задач. Корреляция составила: 0,62 (параметр вербальной изобретательности – индекс уникальности ответов); 0,85 (параметр вербальной изобретательности – оригинальность ответов); 0,74 (параметр вербальной изобретательности – количество ассоциаций).
6. В ходе изучения предпочтений подростков, обладающих высокой и низкой конкордантностью между устойчивостью внимания и решением математических и логических задач, в области учебных предметов выявлена прямая зависимость между уровнем конкордантности и предпочтениями к математическим дисциплинам (алгебре и геометрии).

Выводы
Данное исследование позволило выявить высокую корреляцию между коэффициентом внимания и решением логических и математических задач у учащихся 10-11 классов. Кроме того, выявлена связь уровня вербальной изобретательности с соотношением между устойчивостью внимания и решением математических и логических задач. Достаточно высокая корреляция позволяет сделать вывод о том, что учащиеся старших классов, имеющие низкую конкордантность между устойчивостью внимания и решением логических и математических задач, обладают наибольшим уровнем вербальной изобретательности. Это подтверждает правильность выдвинутой гипотезы. В рамках образовательного процесса данный подход может быть реализован в качестве метода раннего выявления учащихся, способных к самостоятельной проектной и исследовательской деятельности, в целях дальнейшего стимулирования их творческого потенциала. В перспективе это может значительно повысить заинтересованность остальных учащихся в изучении того или иного учебного предмета, и как следствие, позволит значительно увеличить объём усваиваемых знаний, умений и навыков.

Список литературы:
1. Галкина Т.В., Алексеева Л.Г. Диагностика и развитие креативности // Развитие и диагностика способностей / Под ред. В.Н. Дружинина, В.Д. Шадрикова. – М.:, Наука, 1991.
2. Карелин А.А. Большая энциклопедия психологических тестов. – М.: Эксмо, 2007.
3. Леонова А.Б., Блинникова И.В., Капица М.С. Интегральная оценка состояний человека при смене задач в компьютеризированной деятельности. / Материалы научно-практических мероприятий V Всероссийского форума «Здоровье нации – основа процветания России». Том 4: Всероссийский научно-практический конгресс «Здоровье нации и образование». – М., 2009.
4. Мячев А.А.,  Хохлов Н.А. Десять лучших логических и математических задач для школьников [Электронный ресурс] URL: http://www.info.nakilon.ru/tasks.htm (дата обращения: 12 октября 2009).
5. Хохлов Н.А. Дистанционная развивающая информатика и математика. // Труды международной научно-технической конференции (Computer-based conference). – Пенза: Пензенская государственная технологическая академия, 2008, Вып. 7. - C. 141-143.
6. Хохлов Н.А. Психологические особенности учащихся с высокой и низкой конкордантностью между устойчивостью внимания и решением логических и математических задач. // Альманах современной науки и образования. - Тамбов: Грамота, 2009. - № 12 (31): в 2-х ч. Ч. 2. - С. 130-132.
7. Хрестоматия по возрастной и педагогической психологии. Работы советских психологов периода 1946-1980 гг. / Под ред. И.И. Ильясова, В.Я. Ляудис. – М.: Изд-во Моск. Ун-та, 1981.

8. Mednick S.A., Mednick M.T. Examiner’s manual: Remote Associates Test.
Boston: Houghton Mifflin, 1967. 

Центр дополнительного образования детей «Эврика», 117485, Москва, улица Бутлерова, дом 5-Б, строение 1
Телефон: (495) 330-20-83